Запорная арматура для трубопроводов, ее виды и классификация

Виды трубопроводной арматуры – классификация, использование

Запорная арматура для трубопроводов, ее виды и классификация

Для того чтобы управлять потоками сред различного типа (жидкие, суспензионные, газожидкостные, газовые и порошкообразные), системы их транспортировки и хранения оснащаются специальной арматурой – трубопроводной.

Виды трубопроводной арматуры

Классификация, маркировка и требования стандартов

Трубопроводная арматура за счет своей способности изменять внутреннее сечение трубопровода позволяет эффективно управлять потоками различных типов сред. Так, ее использование дает возможность выполнять следующие операции:

  • распределять фазы движения рабочих сред;
  • осуществлять сброс потока;
  • отключать подачу;
  • обеспечивать смешивание нескольких потоков;
  • осуществлять регулировку параметров потока;
  • выполнять распределение рабочей среды.

Классификация арматуры строится на основе ее функциональных возможностей. Так, в зависимости от этого параметра трубопроводная арматура может быть следующих типов.

Регулирующего типа

С помощью такой трубопроводной арматуры изменяют параметры потока рабочей среды и, соответственно, его основные характеристики. В данной категории выделяют дроссельный и запорно-регулирующий типы.

С помощью арматуры первого типа, которую часто называют редукционной, можно уменьшать рабочую нагрузку в трубопроводе, что делается за счет увеличения гидравлического сопротивления в его проточной зоне.

Запорно-регулирующая трубопроводная арматура — это совокупность устройств, с помощью которых обеспечивается регулирование параметров рабочего потока и его перекрытие.

Запорная арматура для различного диаметра труб

Запорного типа

Такую трубопроводную арматуру используют для герметичного перекрытия потока рабочей среды. Если она применяется для управления потоком рабочей среды в контрольно-измерительные агрегаты, то она называется контрольной. Есть еще и дренажная запорная арматура, за счет которой осуществляется сброс рабочей среды из трубопроводов или емкостей.

Смесительно-распределительного типа

Такая трубопроводная арматура обеспечивает смешивание потоков рабочей среды, а также их распределение по требуемым направлениям движения.

Защитная

Эту трубопроводную арматуру используют для защиты элементов системы от последствий, вызванных изменением параметров потока рабочей среды. Такие изменения чаще всего могут быть последствиями возникновения аварийных ситуаций в системе. Арматура этого типа может также обеспечивать защиту от смены направления движения рабочего потока.

Фазоразделительная

Это трубопроводная арматура, которая разделяет рабочую среду по различным фазовым состояниям. Она, например, может разделять перегретый пар и рабочую среду, задерживать конденсат (кондесатоотводчик), а также решать ряд других задач.

Предохранительная

Этот тип трубопроводной арматуры защищает систему от критического повышения давления рабочей среды.

Трубопроводную арматуру, согласно требованиям Государственного стандарта Р52720-2007, характеризуют два основных параметра:

  • условное давление;
  • условный проход.

Условное давление, обозначаемое Ру или PN, характеризует такое значение данного параметра, при котором емкости или трубопроводы могут эксплуатироваться в течение определенного периода времени при условии, что температура рабочей среды составляет +20 градусов Цельсия. Классификация трубопроводной арматуры и номинальные значения данного параметра оговорены Государственным стандартом 26349-84.

Значения условного прохода арматуры, который обозначается Ду или DN, характеризуют параметры элементов, входящих в состав трубопроводов. Допустимые величины данного параметра оговариваются Государственным стандартом 28338-89.

Другие параметры трубопроводной арматуры

Различаться трубопроводная арматура может и по области своего применения. Так, в зависимости от данного параметра она делится на следующие категории:

  • общего назначения (производится серийно и может быть использована в большинстве отраслей промышленности);
  • специального назначения (ее параметры оговариваются в индивидуальном порядке);
  • санитарно-техническая (используется для оснащения бытового оборудования и производится на поточных линиях; к эстетичности и простоте эксплуатации арматуры данного типа предъявляются повышенные требования);
  • для особых условий эксплуатации (предназначена для оснащения систем, к которым предъявляются повышенные требования; по таким системам, как правило, транспортируются агрессивные токсичные среды);
  • для оснащения судостроительных и транспортных предприятий.

Различают несколько способов крепления трубопроводной арматуры к емкостям или трубопроводным системам. Так, она может крепиться с помощью:

  • ниппеля (ниппелевая);
  • фланцев (фланцевая);
  • муфт с внутренней резьбой (муфтовая);
  • штуцера (штуцерная);
  • наружной резьбы (цапковая);
  • резьбовых шпилек и гаек (стяжная).

Трубопроводную арматуру, кроме того, можно присоединять при помощи сварки. Именно такой способ обеспечивает максимальную герметичность соединения и не нуждается в предварительной подготовке поверхностей. Большим минусом этого способа является то, что при его использовании достаточно сложно выполнять обслуживание или ремонт элементов такого соединения.

Трубопроводную арматуру делят еще на несколько основных типов.

Поворотный клапан или вентиль

Запорный и регулирующий элемент в такой арматуре совершает возвратно-поступательные движения, перемещаясь параллельно направлению движения рабочего потока.

Дисковый (поворотный) затвор (гермоклапан)

Такой клапан, как понятно из его названия, выполнен в форме диска, ось которого располагается под углом или перпендикулярно направлению рабочего потока.

Задвижка

Рабочий элемент такого устройства перемещается перпендикулярно направлению движения рабочего потока.

Кран

Рабочий элемент такой регулирующей или запорной арматуры вращается вокруг своей оси, которая может иметь различное положение по отношению к направлению движения рабочего потока.

Методы производства, обслуживания и ремонта трубопроводной арматуры

Корпуса трубопроводной арматуры, которая выполняет запорные, защитные и любые другие функции, могут изготавливаться из следующих материалов:

  • различные типы чугуна: серый, ковкий и высокопрочный;
  • сплавы на основе титана;
  • алюминий и его сплавы;
  • сталь, в том числе легированная и нержавеющая;
  • стекло;
  • полимерные материалы, винипласт;
  • сплавы на основе меди: бронза и латунь;
  • керамические материалы, преимущественно фарфор;
  • монель-металл.

Для того чтобы трубопроводная арматура успешно противостояла негативному воздействию рабочей среды, внутреннюю поверхность ее элементов покрывают различными защитными материалами, основными из которых являются:

  • найрит или полимерные материалы;
  • эмалевые покрытия;
  • каучук;
  • свинец.

Предохранительная арматура

Защитные функции, кроме этого, выполняют и уплотнительные элементы, для изготовления которых могут использоваться следующие материалы:

  • фторопластовые соединения;
  • баббит;
  • резина;
  • сплавы на основе меди — латунь и бронза;
  • сормайт;
  • нитрированная сталь;
  • полимеры;
  • эбонит;
  • стеллит;
  • сталь, преимущественно нержавеющая;
  • натуральная кожа.

В случае выхода элементов трубопроводной арматуры из строя, их практически никогда не ремонтируют, а просто заменяют на новые.

Объясняется подобный подход тем, что ремонт таких элементов экономически нецелесообразен, особенно в тех ситуациях, когда по причине поломки простаивает весь трубопровод.

Чтобы значительно продлить срок эксплуатации элементов трубопроводной арматуры и минимизировать риск их внезапного выхода из строя, достаточно регулярно проводить профилактические мероприятия и выполнять диагностику.

Источник: http://met-all.org/metalloprokat/sortovoj/vidy-truboprovodnoj-armatury-klassifikatsiya-ispolzovanie.html

Запорная арматура для трубопроводов виды классификация

Что относится к запорной арматуре

Область применения запорной арматуры довольно обширная. Чаще всего принадлежности используются в промышленной сфере.

Запорную арматуру можно разделить на две основные группы: приспособления общетехнического назначения и детали, которые применяются в особых условиях.

Основные категории

Запорная трубопроводная арматура различается большим разнообразием. Подробнее с этим поможет ознакомиться следующая классификация:

  • промышленные принадлежности. Арматура этого типа используется не только в соответствующей области, но и нашла свое предназначение в народном хозяйстве;
  • общепромышленный вид. Криогенная и фонтанная арматура с обогревом, приспособления для сыпучих материалов, коррозионно-стойкие элементы #8212; все это используется в особых условиях;
  • специальные детали. Арматуру изготавливают по исключительно заказам, в применении используется специальный технический регламент;
  • сантехнические принадлежности. Детали применяются для установки на приборах бытового типа, например, для работы газовой плиты или котла.

Также, существует арматура, которую создают исключительно по спецзаказу. В процессе изготовления мастера опираются на технические требования.

Отдельной категорией является судовая арматура, которая обладает повышенными эксплуатационными показателями и свойствами. Обусловлено это тем, что принадлежности применяются для работы на судах, поэтому должны быть соблюдены строгие технические характеристики.

Запорная арматура

Существует несколько основных классов арматуры, одним из которых является и запорный. Приспособления используются для остановки сильного потока какой-либо жидкости или газа в условиях определенной герметичности.

Итак, к запорной арматуре относятся следующие детали:

  • задвижка. Является наиболее распространенным видом, основной принцип работы состоит в возвратно-поступательных движениях, останавливающих или открывающих поток;
  • вентиль. Используется для регулирования расхода в трубопроводе, поддерживания нормального давления и смешивания жидкостей в необходимой пропорции;
  • кран запорного типа. Пришел на замену стандартным вентилям, применяется для перекрытия потока;
  • обратные клапаны. Используются в качестве защитных элементов.

Что же касается монтажа всех вышеперечисленных элементов, то существует несколько способов. Все они отличаются не только типом крепления, но и деталями, которые используются для установки.

Все сведения о запорной арматуре #8212; в этом ролике:

1 – корпус, 2 – уплотнительные кольца, 3 – шар (запорный орган), 4 – рукоятка для управления, 5 – шток.

Краны – один из самых востребованных видов запорной арматуры. По форме запорного элемента краны подразделяются на цилиндрические, конусные и шаровые.

В зависимости от способа регулировки посадки пробки в седле (корпусе), конусные краны подразделяются на натяжные или сальниковые.

Также краны подразделяются на пробно-спускные и проходные. Это зависит от того, на каком участке устанавливается кран: на ёмкостях, агрегатах, котлах и др. объектах устанавливают пробно-спускные краны, на участках трубопроводов устанавливают проходные краны. Пробно-спускные краны имеют один присоединительный патрубок, проходные – два.

В зависимости от количества рабочих положений запорного элемента, краны могут быть двухходовыми или трехходовыми.

Краны, как и другие виды арматуры, имеют свои достоинства и недостатки. Среди достоинств можно отметить малые строительные размеры, возможность многоцелевого использования, полнопроходность некоторых моделей; недостатки – большой крутящий момент при открытии-закрытии, а также невозможность применения в некоторых областях, связанная с использованием неметаллических уплотнителей.

Читайте также:  Температура пайки полипропиленовых труб: таблица времени

Задвижки – еще один вид трубопроводной арматуры, относящийся к классу запорной. По форме запорного органа задвижки подразделяются на дисковые и клиновые. В дисковых задвижках в качестве затвора выступает диск в шиберных или диски в двухдисковых задвижках.

Уплотнительная поверхность запорного элемента (диска или дисков) параллельна уплотнительной поверхности корпуса, поэтому эти задвижки также называют параллельными. В клиновых задвижках запорным органом является клин, и уплотнительные поверхности непараллельны. По характеру движения штока задвижки делят на модели с выдвижным штоком и с невыдвижным.

Эта характеристика определяет характер движения штока при открытии-закрытии задвижки (поднятии-опускании запорного органа). Задвижки с выдвижным штоком имеют большую строительную высоту, что делает невозможной установку в ограниченных по высоте зонах.

Недостатком задвижек с невыдвижным штоком является то, что в открытом состоянии шток контактирует с рабочей средой, что делает нежелательным использование в трубопроводах с агрессивными средами.

1 – корпус, 2 – уплотнительное кольцо, 3 – диск (запорный орган), 4 – рукоятка.

Затворы – вид запорной арматуры, имеющий цилиндрический корпус и диск, выступающий в качестве запорного органа, закрепленный на штоке по диаметру полости корпуса. Открытие-закрытие затвора осуществляется посредством поворота диска при помощи вращения штока.

В открытом положении диск становится перпендикулярно корпусу затвора (вдоль потока рабочей среды), в закрытом – перпендикулярно потоку. Для обеспечения герметичности используются полимерные уплотнители, чаще всего искусственный каучук (EPDM) и фторопласт (PTFE).

Благодаря малой строительной длине и относительной дешевизне затворы часто используются на трубопроводах больших диаметров, а также в случаях с пониженными требованиями к герметичности затвора и при малых давлениях среды. Затворы носят также и другие названия: заслонка.

гермоклапан, баттерфляй .

1 – шток, 2 – бугельный узел, 3 – золотник (запорный орган), 4 – корпус.

Клапан – вид запорной арматуры, конструктивно выполненный в виде клапана, движение запирающего органа параллельно движению рабочей среды. При сравнительно простой конструкции клапаны обеспечивают хорошую герметизацию.

Конструкция клапанов дает возможность использовать их в условиях экстремальных температур и давлений, агрессивных и коррозионных рабочих сред. Кроме этого, клапаны просты в эксплуатации и обслуживании и легко поддаются ремонту.

Из-за высокого гидравлического сопротивления этот вид арматуры чаще всего используется на трубопроводах малого диаметра. Наличие застойных зон в конструкции клапанов делает невозможным применение их в условиях рабочих сред с большим количеством механических примесей.

Клапаны применяют для газообразных и жидких сред с широким диапазоном параметров: давления — от вакуума до 250 МПа, температуры — от -200 до +600 °C.

Трубопроводная арматура. Классификация по видам

чт, 26/02/ – 00:58 – unidim

В соответствии со стандартом ГОСТ, трубопроводная арматура – технические изделия, которые устанавливаются на емкостях, трубопроводах и служат для управления потоком рабочей среды путем изменения площади пропускного сечения.

В современных отопительных системах значение трубопроводной арматуры постоянно возрастает. С каждым годом повышаются требования к экономичности, удобству обслуживания, а значит все больше различных видов трубопроводной арматуры закладываются в конструкцию системы.

Примером может служить радиаторное отопление .

Если раньше запорное устройство часто ставили только на входе и выходе из системы, то сегодня обвязка каждого отопительного прибора радиаторными кранами стала нормой.
Две основных классифицирующих единицы трубопроводной арматуры – тип и вид. Вид определяется ее функциональным назначением.

Основные виды трубопроводной арматуры:

запорная

Классическим, часто используемым как в быту, так и на производстве, представителем этого семейства является шаровой кран . Запорная арматура применяется для перекрытия движения рабочей среды.

предохранительная

Изделия этого вида предназначены для сброса в автоматическом режиме рабочей среды в случае повышения давления в системе до критического уровня. Этим предотвращается повреждение оборудования.

регулирующая

Такие устройства изменяют параметры рабочей среды путем изменения расхода. Такими параметрами могут быть давление в системе, температура среды, уровень жидкости в сосуде и другие. В состав регулирующей арматуры входят смесительные или регулирующие клапаны ; регуляторы давления, уровня.

обратная

Такие устройства предотвращают движение рабочей среды в обратном направлении. Обратный клапан – обязательный элемент в обвязке счетчика воды, электрического бойлера, отопительного котла – яркий пример изделий этого вида

запорно-регулирующая

Устройства данного вида совмещают в себе обе функции – регулирования и запирания.

Выше приведены наиболее распространенные виды трубопроводной арматуры. Существуют и другие, с которыми рядовому застройщику приходится сталкиваться значительно реже. Например, конденсатоотводчики предназначены для сброса жидкости и не пропускают водяной пар, спускная арматура применяется для слива (дренажа) жидкости из трубопроводов или емкостей.

Интернет-магазин UNIDIM предлагает купить трубопроводную арматуру разнообразных видов.

У нас в наличии постоянно большой выбор шаровых кранов, редукторов давления, двух-, трех- и четырехходовых смесительных вентилей, предохранительных клапанов, радиаторных вентилей и других изделий из сортамента трубопроводной арматуры. Только качественная продукция производства брендов Carlo Poletti, RBM, ESBE . WATTS, AFRISO, HERZ . HONEYWELL.

Источники: http://urokremonta.ru/stroisov/chto-otnositsya-k-zapornoy-armature.html, http://utd.prom.ua/a102397-klassifikatsiya-zapornoj-armatury.html, http://unidim.com.ua/blog/truboprovodnaya-armatura-klassifikaciya-po-vidam

Комментариев пока нет!

Источник: http://armaturasila.ru/zapornaja-armatura/zapornaja-armatura-dlja-truboprovodov-vidy.html

Запорная арматура для трубопроводов

Трубопроводная арматура – это дополнительные приспособления, которые устанавливаются на трубопроводных коммуникациях, предназначены для управления транспортируемой по ним жидкой средой в результате изменения проходного сечения магистрального трубопровода. Запорно-регулирующая арматура бывает промышленного, бытового предназначения. Технические требования к этим механизмам определяются ГОСТ52720.

Классификация трубопроводной арматуры

Согласно нормативным актам запорная арматура подразделяется на несколько категорий по следующим критериям:

  • область применения;
  • функциональное предназначение;
  • техника управления механизмом;
  • вариант соединения устройства с трубопроводными коммуникациями;
  • способ герметизации.

Трубопроводная арматура по функциональному предназначению

Функциональность запорной арматуры водопровода – это ключевой параметр ее классификации. Согласно этого выделяются такие виды арматуры:

  • Запорная. Предназначение: полное перекрытие потока жидкой среды, транспортируемой по трубопроводу. Данная группа устройств подразделяется на подгруппы: спускная – предназначена для удаления жидкой среды из трубопроводных коммуникаций; контрольная – предназначена для подачи рабочей жидкой среды на контрольно-измерительные устройства.
  • Регулирующая. Предназначение: регулирование пропускной способности трубопровода. Подкатегории: запорно-регулирующая; дроссельная – для снижения в трубопроводных коммуникациях рабочего давления посредством повышения сопротивления гидравлического.
  • Защитная. Предназначение: обеспечение защиты в аварийной ситуации оборудованию, подсоединенному к трубопроводной системе, самой магистрали. Защитный механизм отсекает от циркуляционного кольца участок трубопровода, вышедший из строя. Это позволяет выполнить необходимый ремонт. Подвид защитной арматуры – обратный механизм, который не допускает поток жидкой среды в противоположном направлении.
  • Предохранительная. Предназначение: защита трубопроводной магистрали и установленного на ней оборудования от перегрузки посредством автоматического сбрасывания в системе избыточного давления.
  • Распределительная. Предназначение: объединение, смешение двух потоков транспортируемой жидкой среды смежных трубопроводов.
  • Соединительная. Предназначение: стыковка отдельных труб, разводка трубопроводов на несколько направлений. К этой категории изделий относятся: тройники, крестовины, прочие элементы. При этом материал, из которого изготовлены соединительные элементы, должен соответствовать материалу, из которого изготовлен трубопровод. Сегодня с этим проблем нет, так как налажены производственные линии по изготовлению дополнительных элементов для трубопроводных систем, как из металла, так и из полимеров.

Зависимо от области эксплуатации изделия могут быть промышленного, бытового предназначения.

  • Промышленная арматура – это добавочные компоненты, механизмы, которые используются на трубопроводных магистралях химической, нефтегазовой и пищевой промышленности.
  • Бытовая – запорная арматура для отопления, водоснабжения, газоснабжения жилых домов.

Отдельная категория – судовая арматура, которая изготавливается специально для военной промышленности, судостроения. Она отличается повышенной прочностью, надежностью.

Характеристики некоторых элементов запорно-регулирующей арматуры

Кран газовый шаровый

Для изготовления внутренних элементов изделия используются некорродирующие металлы, благодаря чему такие краны можно применять для газовых систем. Механизм предназначен для управления газовым потоком.

Кран шаровый ГШК

Для производства шарового затвора используется толстая алюминиевая труба, которая прекрасно заменила менее прочную тяжелую сталь. Эксплуатационный период изделия составляет 30 лет, при этом без необходимости его обслуживания. Есть разнотипные шаровые краны ГШК: фланцевые, муфтовые, межфланцевые, под приварку.

Стальные литые задвижки клиновые

Предназначение клиновых задвижек: перекрытие трубопроводных магистралей, по которым осуществляется транспортировка нефтепродуктов, газа, воды, пара, неагрессивных жидких сред.

Для производства изделия применяется высокопрочная углеродистая сталь. Регулировка потока жидкости осуществляется стальным клином, который покрывается дополнительно резиной или обрабатывается специализированным напылением для увеличения герметичности перекрытия.

Читайте также:  Принудительная вытяжка для дымохода - обзор методов

Кран трехходовой

Данный элемент необходим для выполнения правильного монтажа в системы водоснабжения манометров. Функциональность трехходового крана: устройство позволяет легко производить демонтаж приборов измерения, с его помощью осуществляется регулировка давления после снятия данных с манометра.

Запорная арматура для трубопроводов на сайте http://astingroup.ru/store/zapornaya_armatura/ ООО «Торговый дом «Астин групп»

Источник: http://smogem-sami.ru/santehnika/zapornaya-armatura-dlya-truboprovodov.html

Трубопроводная арматура: классификация по типам, видам и основным параметрам

Трубопроводной арматурой называют различные устройства для управления потоками жидкостей или газов в трубопроводных системах — вентили, краны, задвижки, клапаны, регуляторы. Для правильного выбора и грамотного применения этих устройств необходимо четко ориентироваться во всем многообразии их номенклатуры.

  • общего назначения
  • специального назначения
  • для особых условий работы
  • для транспорта и судостроения
  • сантехническая.

Общего назначения — самый универсальный тип. Используется в большинстве случаев и соответствует стандартным требованиям.

Специального назначения — изготавливается с учетом специальных требований заказчика под конкретные условия применения.

Для особых условий — применяется при транспортировке агрессивных и токсичных веществ.

К трубопроводам для транспорта и судостроения предъявляются повышенные требования по массе, габаритам, климатическому исполнению и другим характеристикам.

Сантехническая используется в бытовых санитарно-технических приборах. Выпускается большими сериями на поточных линиях. Большое значение придается дизайну и эргономичности изделий.

По назначению

  • запорная
  • регулирующая
  • смесительная и распределительная
  • защитная
  • предохранительная
  • для разделения фаз.

Запорная предназначена для полного или частичного перекрытия потока или изменения его направления.

Регулирующая предназначена для регулирования параметров таких как давление или температура в системе.

Смесительно-распределительная служит для смешивания или перенаправления различных потоков.

Защитная предохраняет систему от аварий при выходе каких-то параметров за допустимые пределы либо нежелательного изменения направления потока.

Предохранительная служит для защиты от избыточного давления в системе. При превышении допустимого давления излишки рабочей среды сбрасываются из системы.

Фазоразделительная служит для разделения рабочей среды по фазам. Это различные маслоотводчики, конденсатоотводчики, воздухоотводчики и прочие подобные устройства.

Запорная арматура

Трубопроводная запорная арматура — самый распространенный тип. Входит как составная часть в другие типы. Поэтому имеет смысл рассмотреть классификацию запорной арматуры более подробно.

Выделяют четыре типа конструктивного исполнения запорной арматуры:

  • задвижка
  • вентиль
  • кран
  • затвор
  • Вентиль.

Иногда называют клапаном. Запорный элемент перемещается вдоль направления потока. Часто запорным элементом является мембрана

Задвижка.

В задвижках запорный элемент движется поперек потока. Может перекрывать его полностью или частично. Самый распространенный и чаще всего используемый тип запорной арматуры.

Заслонка.

В заслонках запорный элемент выполнен в форме диска, который поворачивается вокруг своей оси. Заслонки не обладают высокой герметичностью и не выдерживают высокого напора. Заслонки устанавливаются на трубопроводах большого диаметра и низкого давления в основном на канализационных сетях. Присоединение к трубопроводу фланцевое или сварное.

Кран.

Самый универсальный тип Запорный элемент обычно шар или цилиндр с отверстиями, который вращается вокруг своей оси и может поворачиваться на произвольный угол относительно потока. Используется во внутренних сетях среднего давления, чаще всего, в системах водоснабжения и отопления жилых домов.

По способу управления

  • дистанционный
  • приводной
  • автоматический
  • ручной.

Арматура для дистанционного управления выпускается без каких-либо управляющих элементов. Для управления необходимо использование дополнительных переходных приспособлений типа штанг или штоков.

Арматура приводного типа управляется приводами. Привод может быть непосредственным или дистанционным.

Автоматическое управление происходит без участия оператора. Привод управляется чувствительным элементом — датчиком, который может быть установлен как непосредственно на арматуре, так и дистанционно. В автоматизированных системах управления сигналы на привод могут поступать от контроллеров или иных устройств АСУ.

Ручное управление осуществляется с помощью маховиков, рукояток или рычагов.

Материал корпуса.

Выбор определяется материалом самого трубопровода. Чаще всего корпус изготавливается из металла — чугуна, латуни нержавеющей стали.

В последнее время приобрели популярность трубопроводы из полипропилена и полиэтилена. Для этих трубопроводов выпускается арматура из соответствующего пластика.

По способу присоединения к трубопроводу.

  • Резьбовой
  • Фланцевый
  • Под сварку

В трубопроводах большого диаметра используется, как правило, фланцевое соединение. Фланцевый способ соединения обеспечивает высокую герметичность соединения и уступает в этом только сварке.

Во внутренних сетях используется обычно резьбовое соединение из-за простоты монтажа и демонтажа.

Сварка применяется в основном для пластиковых трубопроводов.

Базовые параметры арматуры.

  • Условный проход
  • Номинальное давление.

Условный проход должен соответствовать условному проходу трубопровода. Условный проход обозначается как DN и соответствует внутреннему диаметру трубы в миллиметрах. Например: DN 25 соответствует внутреннему диаметру в 25 мм. Обычно реальный диаметр не равен в точности условному проходу, а округляется до ближайшего стандартного значения.

Номинальное давление обозначается как PN и определяет максимальное давление в системе, при котором гарантируется безотказная эксплуатация. PN определено для температуры в 20 градусов. С ростом температуры допустимое давление снижается.

Вышедшая из строя запорная арматура не ремонтируется и подлежит демонтажу. Поэтому очень важно проводить ее своевременное обследование и плановую замену.

Источник: https://tokar.guru/truby/rabota-s-trubami/truboprovodnaya-armatura-vidy-i-klassifikaciya.html

Газовая арматура и оборудование

11 мая 2016 г.

Газовой арматурой называют различные приспособления и устройства, монтируемые на газопроводах, аппаратах и приборах, с помощью которых осуществляют включение, отключение, изменение количества, давления или направления газового потока, а также удаление газов.

Классификация газовой арматуры. 

По назначению существующие виды газовой арматуры подразделяются:

  • на запорную арматуру – для периодических герметичных отключений отдельных участков газопровода, аппаратуры и приборов;
  • предохранительную арматуру – для предупреждения возможности повышения давления газа сверх установленных пределов;
  • арматуру обратного действия – для предотвращения движения газа в обратном направлении;
  • аварийную и отсечную арматуру — для автоматического прекращения движения газа к аварийному участку при нарушении заданного режима.

При выборе газового оборудования и арматуры необходимо руководствоваться действующими ГОСТ и СП.

Ценные сведения содержатся в материалах научно-исследова- тельекого центра промышленного газового оборудования «Газовик» (НИЦ ПГО «Газовик»), который занимается сбором, анализом, проверкой достоверности информации о степени качества, надежности, конкурентоспособности и безопасности продукции промышленного газового оборудования.

Вся арматура, применяемая в газовом хозяйстве, стандартизирована. По принятому условному обозначению шифр каждого изделия арматуры состоит из четырех частей. На первом месте стоит номер, обозначающий вид арматуры (таблица ниже).

Условные обозначения вида арматуры

Вид арматуры

Обозначение вида

Вид арматуры

Обозначение вида

Краны для трубопроводов

11

Клапаны обратные поворотные

19

Вентили запорные

14 и 15

Клапаны

регулирующие

25

Клапаны обратные подъемные

16

Задвижки запорные

30,31

Клапаны

предохранительные

17

Затворы

32

На втором – условное обозначение материала, из которого изготовлен корпус арматуры (таблица ниже).

Условные обозначения материалов корпуса арматуры

Материал корпуса

Обозначение

материала

Материал корпуса

Обозначение

материала

Сталь углеродистая

с

Латунь и бронза

б

Сталь кислотостойкая и нержавеющая

нж

Винипласт

вп

Чугун серый

ч

Сталь легированная

лс

Чугун ковкий

кч

Алюминий

а

На третьем – порядковый номер изделия. На четвертом – условное обозначение материала уплотнительных колец: б – бронза или латунь; нж – нержавеющая сталь; р – резина; э – эбонит; бт – баббит; бк – в корпусе и на затворе нет специальных уплотнительных колец.

Например, обозначение крана ПбЮбк расшифровывается так:

11  – вид арматуры (кран), б – материал корпуса (латунь), 10 – порядковый номер изделия, бк – тип уплотнения (без колец).

Большинство видов арматуры состоит из запорного или дроссельного устройства. Эти устройства представляют собой закрытый крышкой корпус, внутри которого перемещается затвор.

Перемещение затвора внутри корпуса относительно его седел изменяет площадь отверстия для прохода газа, что сопровождается изменением гидравлического сопротивления.

В запорных устройствах поверхности затвора и седла, соприкасающиеся во время отключения частей газопровода, называют уплотнительными. В дроссельных устройствах поверхности затвора и седла, образующие регулируемый проход для газа, называют дроссельными.

Запорная арматура. 

К запорной арматуре относят различные устройства, предназначенные для герметичного отключения отдельных участков газопровода. Они должны обеспечивать герметичность отключения, быстроту открытия и закрытия, удобство в обслуживании и малое гидравлическое сопротивление.

В качестве запорной арматуры на газопроводах применяют задвижки, краны, вентили.

Наиболее распространенный вид запорной арматуры – задвижки (рисунок ниже), в которых поток газа или полное его прекращение регулируют изменением положения затвора вдоль уплотняющих поверхностей. Это достигается вращением маховика. Шпиндель может быть выдвижным или невыдвижным.

Невыдвижной шпиндель при вращении маховика перемещается вокруг своей оси вместе с маховиком. В зависимости от того, в какую сторону вращается маховик, нарезная втулка затвора перемещается по резьбе на нижней части шпинделя вниз или вверх и соответственно опускает или поднимает затвор задвижки.

Задвижки с выдвижным шпинделем обеспечивают перемещение шпинделя и связанного с ним затвора путем вращения резьбовой втулки, закрепленной в центре маховика.

Для газопроводов давлением до 0,6 МПа используют задвижки из серого чугуна, а для газопроводов давлением более 0,6 МПа – из стали.

Читайте также:  Септик при высоком уровне грунтовых вод - как определить угв и произвести монтаж

Затворы задвижек могут быть параллельными и клиновыми. У параллельных затворов уплотнительные поверхности расположены параллельно, между ними находится распорный клин.

Задвижки

а – параллельная с вьадвижным шпинделем: 1 – корпус; 2- запорные диски; 3 – клин; 4 – шпиндель; 5 – маховик; 6 — сальниковая набивка; 7 – уплотнительные поверхности корпуса; б – клиновая с невыдвижным шпинделем: 1 – клин; 2- крышка; 3 — втулка; 4 – гайка; J – маховик; 6 — сальник; 7 – буртик; 8 – шпиндель

При закрытии задвижки клин упирается в дно задвижки и раздвигает диски, которые своими уплотнительными поверхностями создают необходимую плотность.

В клиновых затворах боковые поверхности затвора расположены не параллельно, а наклонно. Причем эти задвижки могут быть со сплошным затвором и затвором, состоящим из двух дисков.

На подземных газопроводах целесообразно устанавливать параллельные задвижки.

Однако задвижки не всегда обеспечивают герметичность отключения, так как часто уплотнительные поверхности и дно задвижки загрязняются. Кроме того, при эксплуатации задвижек с неполностью открытым затвором диски истираются и приходят в негодность.

Все отремонтированные и вновь устанавливаемые задвижки необходимо проверять на плотность керосином. Для этого задвижку следует установить в горизонтальное положение и залить сверху керосин, с другой стороны затвор окрашивают мелом. Если задвижка плотная, то на затворе не будет керосиновых пятен.

На подземных газопроводах задвижки монтируют в специальных колодцах (рисунок ниже) из сборного железобетона или красного кирпича. Перекрытие колодца должно быть съемным для удобства его разборки при производстве ремонтных работ.

Устройство газовых колодцев

а – установка задвижки в колодце: 1 – футляр; 2 – задвижка; 3 – ковер; 4 – люк; 5 – линзовый компенсатор; 6 – газопровод; б -устройство малогабаритного колодца: 1 – отвод; 2 — кран; 3 – прокладка; 4 – стенка колодца

Колодцы имеют люки, которые легко открываются для осмотра и производства ремонтных работ. На проезжей части дороги люки устанавливают на уровне дорожного покрытия, а на незамощенных проездах – выше уровня земли на 5 см с устройством вокруг люков отмостки диаметром 1 м. Там, где возможно, рекомендуется управление задвижкой вывести под ковер.

В местах пересечения газопроводами стенок колодца устанавливают футляры, которые для плотности заделывают битумом. Колодцы должны быть водонепроницаемыми. Эффективное средство против проникновения грунтовых вод – гидроизоляция стенок колодцев. На случай проникновения воды в колодцах устраивают специальные приямки для ее сбора и удаления.

На газопроводах диаметром до 100 мм при транспортировании осушенного газа устраивают малогабаритные колодцы (рисунок выше) с установкой арматуры в верхней части, что обеспечивает обслуживание арматуры с поверхности земли. В таких колодцах вместо задвижек устанавливают краны.

В кранах с принудительной смазкой (рисунок ниже) герметизация достигается за счет введения между уплотняющими поверхностями специальной консистентной смазки под давлением.

Заправленная в пустотелый канал верхней части пробки смазка завинчиванием болта нагнетается по каналам в зазор между корпусом и пробкой.

Пробка несколько приподнимается вверх, увеличивая зазор и обеспечивая легкость поворота, шариковый клапан и латунная прокладка предотвращают выдавливание смазки и проникновение газа наружу.

Чугунный кран со смазкой под давлением

1 – каналы; 2 – основание пробки; 3 – болт; 4 – шариковый клапан; 5 – прокладка

Помимо кранов со смазкой применяют простые поворотные краны, которые подразделяют на натяжные, сальниковые и самоуплотняющиеся. Эти краны устанавливают на надземных и внутриобъектовых газопроводах и вспомогательных линиях (импульсные и продувочные газопроводы, головки конденсатосборников, вводы).

В натяжных кранах взаимное прижатие уплотнительных поверхностей пробки и корпуса достигается навинчиванием натяжной гайки на резьбовой конец пробки, снабженный шайбой.

Для создания натяжения пробки конец ее конической части не должен доходить до шайбы на 2-3 мм, а нижняя часть внутренней поверхности корпуса должна иметь цилиндрическую выточку. Это дает возможность по мере износа пробки крана опускать ее ниже, натягивая гайку хвостовика, и тем самым обеспечивать плотность.

Конденсатосборники. 

Для сбора и удаления конденсата и воды в низких точках газопроводов сооружают конденсатосборники (рисунок ниже).

Конденсатосборники

а – высокого давления; б – низкого давления; 1 – кожух; 2 – внутренняя трубка; 3 – контакт; 4 – контргайка; 5 – кран; 6 – ковер; 7 – пробка; 8 – подушка под ковер железобетонная; 9 – электрод заземления; 10 – корпус конденсатосборника; 11 – газопровод; 12 – прокладка; 13 – муфта; 14 – стояк

В зависимости от влажности транспортируемого газа конденсатосборники могут быть большей емкости – для влажного газа и меньшей — для сухого газа. В зависимости от величины давления газа их разделяют на конденсатосборники низкого, среднего и высокого давлений.

Конденсатосборник низкого давления представляет собой емкость, снабженную дюймовой трубкой, которая выведена под ковер и заканчивается муфтой и пробкой. Через трубку удаляют конденсат, продувают газопровод и замеряют давление газа.

Конденсатосборники среднего и высокого давлений по конструкции несколько отличаются от конденсатосборников низкого давления. В них имеется дополнительная защитная трубка, а также кран на внутреннем стояке.

Отверстие в верхней части стояка служит для выравнивания давления газа в стояке и футляре. Если бы отверстия не было, то конденсат под давлением газа постоянно заполнял бы стояк.

При пониженных температурах возможны замерзание конденсата и разрыв стояков.

Под действием давления газа происходит автоматическая откачка конденсата. При закрытом кране газ оказывает противодействие на конденсат, который под действием своей массы опускается вниз. При открывании крана противодействие прекращается и конденсат выходит на поверхность.

Компенсаторы. 

В процессе эксплуатации газопроводов величина изменения температуры может достигать нескольких градусов, что вызывает напряжения в несколько десятков МПа.

Поэтому для предотвращения разрушения газопровода от температурных воздействий необходимо обеспечить его свободное перемещение. Устройствами, обеспечивающими свободное перемещение труб, являются компенсаторы – линзовые, лирообразные и П-образные.

На подземных газопроводах наибольшее распространение получили линзовые компенсаторы (рисунок ниже).

Линзовый компенсатор

1 – патрубок; 2 – фланец; 3 – рубашка; 4 – полулинза; 5 – ребро; 6 – лапа; 7 – гайка; 8 – тяга

Линзовые компенсаторы изготавливают сваркой из штампованных полулинз. Для уменьшения гидравлических сопротивлений и предотвращения засорения внутри компенсатора устанавливают

направляющий патрубок, приваренный к внутренней поверхности компенсатора со стороны входа газа. Нижняя часть линз через отверстия в направляющем патрубке заливается битумом для предупреждения скопления и замерзания в них воды.

При монтаже компенсатора в зимнее время его необходимо немного растянуть, а в летнее – сжать стяжными тягами. После монтажа тяги надо снять. Компенсаторы при установке их рядом с задвижками или другими устройствами обеспечивают возможность свободного демонтажа фланцевой арматуры и замены прокладок (рисунок ниже).

Установка компенсаторов

а – линзового с задвижкой; б – резинотканевого; 1 – нижний кожух; 2 – верхний кожух; 3 – штифт; 4 – муфта; 5 – насадка; 6 – колпак; 7 – ковер малый; 8 – подушка под ковер; 9 – труба водогазопроводная усиленная; 10 – фланец приварной; 11 – задвижка; 12, 14 – прокладки; 13 – компенсатор двухлинзовый

Ввиду того что в колодцах очень часто находится вода, гайки и стяжные болты ржавеют, поэтому работа с ними затрудняется, а в отдельных случаях эксплуатационный персонал оставляет стяжные болты на линзовых компенсаторах, не свертывая гайки. Линзовый компенсатор перестает выполнять свою функцию, поэтому новые конструкции компенсаторов не предусматривают стяжных болтов. При ремонтах применяют струбцину для сжатия компенсаторов.

В связи с тем что компенсаторы выполнены из тонкостенной стали толщиной 3-5 мм, они не могут быть равнопрочны трубе. Ограниченность давления – основной недостаток линзовых компенсаторов. Для увеличения допустимого давления компенсаторы изготовляются из более прочной стали, с большим количеством волн, но меньшей высоты.

Существуют компенсаторы, выполненные из гнутых, обычно цельнотянутых труб (П-образные и лирообразные). Основной недостаток таких компенсаторов – большие габариты. Это ограничивает их применение на трубопроводах больших диаметров. В практике газоснабжения гнутые компенсаторы распространения не получили и совершенно не применяются в качестве монтажных компенсаторов при установке задвижек.

Большим достоинством обладают резинотканевые компенсаторы (рисунок выше). Они способны воспринимать деформации не только в продольном, но и в поперечном направлениях. Это позволяет использовать их для газопроводов, прокладываемых на территориях горных выработок и в сейсмоопасных районах.

Источник: http://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/gazovoe-oborudovanie-promyshlennykh-predpriyatiy898/gazovaya-armatura-i-oborudovanie/

Ссылка на основную публикацию